Откуда словечки?

Откуда словечки?

Этого момента с ужасом ждут все родители. Однажды милое чадо возвращается домой с прогулки, из садика, школы, открывает рот и … оттуда начинает литься отборный мат. Родители в шоке: они таких слов ни между собой, ни тем более при ребенке не употребляют. Может быть, у ребенка какая-то патология?

Психологи успокаивают: ничего страшного в том, что ребенок начинает ругаться матом, нет. Любой маленький человек может этим «переболеть», как ветрянкой или оспой. Причем «заболеть» он может в любой момент в процессе познания окружающего мира. И, как правило, остро проявляется эта «болезнь» в определенные «сезоны» (этапы взросления ребенка).

Первый этап: три-пять лет.

Малыш еще только формирует свой словарный запас, смысла бранных слов он не осознает и просто повторяет услышанное.

Второй этап: с пяти до восьми.

Ребенок ругается уже осознанно. Делается это либо для того, чтобы досадить родителям, либо чтобы привлечь к себе их внимание.

Третий этап: от восьми и …

… до старшего подросткового возраста. А иногда и до  совершеннолетия. Ребенок матерится в компании сверстников – чтобы самоутвердиться и показать свою взрослость.

Так что с точки зрения ребенка, веских причин для ругани предостаточно.

Родителям к этому факту следует относиться с пониманием. Но особо умиляться: «Ах, как он вырос, уже матерится!», естественно, не стоит. А что нужно в такой ситуации – так это помочь ребенку преодолеть кризис. В противном случае «зараза» может прилипнуть. А общаться с человеком, который употребляет только два приличных слова -  «в» и «на», а все остальные неприличные – удовольствие, согласитесь, сомнительное.

Детей разного возраста и от дурных слов нужно отучать по-разному.

Когда они еще маленькие … … они подражают.

На  стадии появления первых слов и подражания взрослым нужно, чтобы «плохие» слова вообще не звучали вблизи малыша -  исходят ли они от родного дедушки или от сантехника. … они повторяют.

Когда малыш скажет первое матерное слово, помните, он не осознает его смысл, а всего лишь повторяет услышанное. Поговорите с ним доверительно, выясните, что оно означает для малыша и как он его сам понимает.

… они слушаются.

После этого объясните, что есть нехорошие слова, которые не могут употреблять воспитанные дети. Это все равно что ходить в  запачканной одежде и грязных ботинках. А ведь этого ни один воспитанный малыш себе не позволит! Предложите выразить свое мнение, чувство, не употребляя ругани, а пользуясь исключительно приличными словами. Это довольно сложное, но увлекательное занятие, малыш воспримет его, как игру. … они легко переключаются.

Как только вы объяснили малышу, что нехорошие слова звучать из его уст не должны, переключите внимание на что-то другое. Ребенок поймет, что вам его  провокации неинтересны. А когда неинтересно другим – ругань теряет смысл.

Когда они стали старше … … они подчиняются.

Когда ребенок ругнется, твердо попросите его выйти в другую комнату: он должен понять, что вы не намерены выслушивать эту мерзость. Без слушателей спектакль теряет смысл.

… они экспериментируют.

Попробуйте тот же прием, что и с малышом. Попробуйте научить подросшее чадо выражать свою злость, протест, не обращаясь к мату. Слава Богу, русский язык велик и богат. Любые эмоции можно передать вполне приличными словами. Например: «Я чертовски зол».  «Я категорически против». «Мне это совершенно не нравится». Можно даже превратить этот процесс в игру. Установите правила (например, не повторяться) и по очереди, соревнуясь в оригинальности, высказывайте свое несогласие. Этот несложный тренинг поможет  ребенку «спускать пар» и оставаться в рамках приличия. … они развиваются.

В среднем возрасте поощряйте чтение книг, чтобы ребенок пополнял словарный запас с помощью правильного литературного языка. Кстати, некоторые психологи, чтобы подросток утратил интерес к мату, советует пойти «от противного», например, дать почитать словарь ненормативной лексики.

Если, несмотря на эти советы и тренинги, ваш ребенок продолжает ругаться, причем без всякой видимой причины, сводите его к  психологу или нейропсихологу. Возможно, он серьезно болен.

При отучении от мата  родителям нужно следить не только за ребенком, но и за собой. Существуют правила нескольких «не», которые помогут вам в перевоспитании чада:

  • не ругайтесь при ребенке;
  • не возмущайтесь и не бейте его, когда он говорит бранные слова;
  • не спешите на помощь, если ребенок бранится от бессилия и невозможности справиться с чем-то;
  • не смейтесь, если ребенок материться;
  • не надейтесь на то, что нехорошее слово забудется само собой;
  • не уходите от ответа. Если ребенок спрашивает вас о смысле сказанного матерного слова, честно объясните ему, что оно значит. Не пытайтесь обмануть ребенка, найти «приличное» объяснение брани.

Если родители не будут соблюдать эти правила, то скорее всего последует обратная реакция.  Ребенок будет ругаться назло вам, матерясь, ждать одобрения, проверять реакцию, смаковать каждое запретное слово.

Но если вы перестанете болезненно реагировать на мат, будете спокойно объяснять чаду, что его поведение некрасиво, дадите понять, что вам эти слова неинтересны, очень скоро они исчезнут из речи вашего ребенка.

Умеете ли вы воспитывать детей?

Тест.

Насколько вы терпеливы и настойчивы в воспитании ребенка?

Получается ли у вас воспитывать его с любовью? Понимаете ли вы своих детей?

  1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?

                                     А) да – 5;                   б) нет – 1.

  1. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?

                                     А) да – 5;                   б) нет – 1

  1. терпеливы ли вы, когда он капризничает?

                  А) всегда – 5;            б) иногда – 3;            в) никогда – 1. 4. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?

                  А) да – 5;       б) иногда – 3;            в) никогда – 1. 5. Применяете ли вы телесные наказания?

  А) часто – 1; б) иногда – 3; в) принципиально нет – 5. 6. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок всем с вами делился?

                  А) да – 1;                   б) иногда – 3;            в) нет, не хочу – 5. 7. Ваш ребенок послушен?

                                     А) да – 5;                    б) иногда – 3;            в) никогда – 1.

  1. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете причину запрета?                       А) да, всегда – 5; б) иногда – 3;           в) никогда – 1.
  2. Требуете ли вы от своего ребенка исполнения всех обязанностей, которые, вы считаете, он должен выполнять?

                  А) всегда – 5;            б) иногда – 3;            в) нет – 1. 10. Следите ля вы за специальной педагогической литературой?                      А) да – 5;       б) иногда – 3;           в) нет – 1.

От 10 до 23 баллов.

К сожалению, вы не очень внимательны к своему ребенку. Возможно, вы просто не знаете, что нужно вашему малышу, когда он капризничает, или почему он балуется. Не понимая причин, вы теряете терпение и реагируете неадекватно. Постарайтесь быть внимательнее к ребенку, и вы, наверняка, поймете, что стоит за его, на первый взгляд, ужасными поступками.

               От 24 до 37 баллов.

Ваши взгляды на воспитание в принципе правильны. Вероятно, вам не хватает чуточку терпения. Чтобы в дальнейшем у вас не возникало проблем в отношениях с детьми, проявите к ним сейчас немного больше внимания.

От 38 до 50 баллов.

Вы заслуживаете признания как способный воспитатель и любящий родитель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это очень важно!

Источник:

Журнал Начальная школа