Маленький воришка. Как отучить ребенка брать чужое?

Маленький воришка. Как отучить ребенка брать чужое?

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям тяжело и неприятно говорить на эту тему, им нелегко признаться, что их ребенок совершил «ужасный» поступок -  украл деньги или присвоил чужую вещь. Но еще труднее объяснить ребенку, что «так делать нельзя»…

ВОПРОС В КОНВЕРТЕ

«Моя дочка ходит в детский сад.  Недавно мы столкнулись с проблемой, о которой мне очень стыдно говорить: дочка стала воровать.  Сперва притащила домой игрушку. Сказала, что подарили.  Я поверила.  Но игрушка дорогая, и я, подумав, что родители подарившего ребенка будут недовольны такой щедростью, игрушку решила вернуть. Принесла в садик, а воспитательница говорит: «Мы вчера всей группой эту игрушку целый день искали, Миша ее потерял». Потом дочь вытащила из кармана своей подружки 20 рублей. Уж я и стыдила ее, и ругала – не помогает! Что мне делать? Помогите!»

Караул звать рано!

Легко понять чувства Ларисы. Вообще реакция подавляющего числа родителей в подобных случаях укладывается в три сценария: одни испытывают растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), другие впадают в панику («Что подумают люди?», «Я плохая мать…»), а третьи хватаются за ремень («Чтоб неповадно было!»). Но ни один из этих вариантов нельзя назвать правильным! Дело в том, что психологи, работающие с детьми, утверждают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. Отсюда следует, что ворующий ребенок – далеко не потерянный. И это главное, что должны усвоить мамы и папы.

 Поэтому не теряйте голову, не занимайтесь самобичеванием и оставьте в покое ремень.  Успокойтесь!  Давайте подумаем вместе, что могло стать причиной такого поведения вашего ребенка? Действуйте только после этого. Откуда порывы?

Итак, по мнению психологов, ребенок может стащить (тайно взятая конфета относится сюда же) по следующим мотивам и причинам.

  1. Из-за несознательности.

    В три-четыре года ребенок еще не понимает значения слов «чужая собственность».

    Но никогда не рано начинать знакомить его с такими понятиями. Ребенок должен      знать, что принадлежит ему лично. Он за эти вещи отвечает, за ними следит – и это никто не может у него отнять. Объясните ему, что с таким же уважением и он сам должен относиться к чужим вещам. 2. По привычке.

Чего только дети не наблюдают из жизни своих родителей! Во время прогулки мать подняла яблоко из чужого сада и положила его в карман. Отец не вернул одолженную книгу. Бабушка оставила у себя найденную чужую вещь. Ребенок, будучи свидетелем всего этого, по мелочам научился, что не надо быть таким уж щепетильным. Для него это становится привычкой – и он не находит ничего ужасного в том, чтобы тайком взять из дядиной коллекции пару марок, ведь у него их еще так много!

  1. Из спортивного интереса.

У детей богатая фантазия. Некоторые телевизионные передачи развивают у ребенка такие же дерзкие идеи, как и чтение приключенческих книг и сказок. Это так интересно и захватывающе – что-то у кого-то стянуть. Показательный случай: обвиняемыми по делу о неоднократных кражах были признаны два 12-летних сына обеспеченных родителей. Подростки из спортивного интереса «добывали» разные вещи и прятали их в укромном месте. При этом они казались себе очень взрослыми и отважными.

  1. В знак протеста.

В четвертой и последней причине – самая большая вина родителей. Любой педагогический консультант, который встречается с ребенком по поводу случаев воровства, сразу предполагает неблагополучные отношения в семье. Почти во всех случаях предположение подтверждается. Вот некоторые примеры.

  • Родители ссорятся. Ребенок мстит за это воровством.
  • У матери (отца) нет времени для сына. Сын незначительным воровством обращает на себя внимание.
  • Ребенку не хватает тепла в родительском доме. Он крадет, чтобы привлечь внимание других взрослых или своих соучеников.
  • Дома не поощряют увлечений ребенка. Он «организует» средства для приобретения нужных ему безделушек.

Первый раз, он важный самый.

Какими бы ни были причины, побуждающие наших детей присваивать чужое, оправдывать вора нельзя, - скажете вы. Что ж, вы правы, воровство на самом деле легко превращается в привычку. И вполне понятно, что вы не хотите постоянно краснеть. Значит…

Во-первых, как только «это» произошло в первый раз, ваша реакция должна последовать незамедлительно.

Во-вторых (с этого мы начинали наш разговор), вы не должны поддаваться эмоциям. В минуты гнева многие мамы и папы напрочь забывают о том, что их сын (дочь) – это всего лишь дитя. Не совершайте подобной ошибки. Не судите ребенка «взрослым» судом, безжалостным и беспощадным. Он вряд ли исправится только лишь «по вашему велению». Правильный выход -  воспитывать в ребенке собственное (и осознанное) «хотение» поступать честно.

Вот пример грамотного поведения мамы, оказавшейся в ситуации Ларисы.

Допустим, малыш принес домой  чужую игрушку. Если он не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вы осуждаете произошедшее. Перенесите акцент на переживания «обворованного»: как ему плохо, как он плачет и т.д. Убедитесь, что ваш сын  или дочь на самом деле понимают, что это плохой поступок. И помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без лишних унижений. (Публичное разбирательство в присутствии других детей и взрослых недопустимо, поскольку может оказаться слишком болезненным стрессом для ребенка.) Лучше сделать это наедине с хозяином вещи.

Если вы уличили своего ребенка в краже, никогда не поступайте так:

  • Не называйте его вором, предсказывая недалекое уголовное будущее
  • Не сравнивайте его с другими детьми, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным («Никому из родителей не приходится так краснеть», «Мой сын не мог так поступить» и т.п.)
  • Не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка – иначе он будет скрывать от вас все.
  • Не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не имеющий отношения к кражам.
  • Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь – но только если вы абсолютно уверены в фактах: ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время заверить, что очень его любите, даже если не одобряете сейчас его поведение.

С воспитательной точки зрения намного ценнее отнестись к ребенку с доверием. Поговорить с ним по-хорошему. Обращаться к нему с любовью и теплом. Искать корень зла не в ребенке, а в самих себе. Когда нужна помощь врача?

Если воровство совершает подросток, который так и не усвоил элементарных норм поведения: «можно - нельзя», «свое - чужое» и не может себя контролировать. Возможно, это связано с недостаточным уровнем интеллектуального и психического развития. Консультация психиатра необходима.

 Тест «На себя посмотрите!»

Как известно, будущее ребенка в первую очередь зависит от воспитания, которое ему дают родители,  и от  той атмосферы, в которой он растет. (Говорят, что преступники получаются из детей, недополучивших родительского тепла и ласки.) а вы – не слишком ли суровы к своему ребенку? Этот тест поможет оценить особенности вашего общения. Часто ли вы употребляете такие выражения?

  1. Какой(ая) ты у меня молодец (умница) 2. Ты способный(ая), у тебя все получится.
  2. Ты невыносим(а)!
  3. У всех дети, как дети, а у меня…
  4. Ты мой(я) помощник(ца).
  5. Вечно у тебя все не так!
  6. Сколько раз тебе повторять?!
  7. Какой(ая) ты сообразительный(ая).
  8. Чтобы я больше не видел(а) твоих друзей!
  9. Как ты считаешь?
  10. Ты полностью распустился(ась)!
  11. Познакомь меня со своими друзьями.
  12. Я тебе обязательно помогу, не переживай!
  13. Меня не интересует, что ты хочешь! Ключ.

Если вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.

Если вы употребляете  выражения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то  начислите себе по два балла за каждый ответ.

Результаты

7-8 баллов. Между вами и  вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не  злоупотребляете чрезмерной строгостью, так держать!

9-10 баллов. Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов. Вы слишком авторитарны. Между вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношениях с маленьким человеком, которому еще многому предстоит научиться.

Источник:

Журнал Начальная школа